Bardzo się cieszę że u nas ten temat zaskoczył i pomimo moich i niektórych kaprysów i nastrojów nasz wątek na temat bezpieczeństwa ruszył. Jestem przekonany że wiele z nas zrobi wnioski i przynajmniej postara się w myślach przerobić te metody.
Na forum ukraińskim jest fajny artykuł napisany Sereem Sergeewym, jednym z konstruktorów firmy Aeros
Когда учлетов учат летать, то учат и правильно падать. Падать можно по разному и, соответственно, спасать себя приходиться по разному. В практике обучения наиболее распространены следующие способы самостраховки при падении:
- обычная группировка, при применении которой задача учлета своевременно убрать руки и правильно напрячь мышцы тела, чтобы не получить травмы при падении во время пробежек и подлетов;
- группировка с прокручиванием вокруг стойки трапеции, при которой задача учлета (или пилота) - распределить энергию падения на максимально обширную площадь тела и передать часть этой энергии на конструкцию дельтаплана;
- группировка с одновременным прыжком внутрь трапеции, при которой задача пилота (или учлета) - принять энергию падения на ноги и минимизировать последствия контакта с поверхностью.
Все способы группировки хороши, но часто возникает вопрос: при каких условиях какой способ группировки применять?
На самом деле все достаточно просто.
На первом этапе обучения, когда происходят подпрыжки и подлеты, достаточно освоить правильную группировку, когда во-время убираются руки, напрягаются мышцы шеи и спины, смыкаются ноги, телу задается вращательный импульс. Этого вполне достаточно, чтобы не получить обидную травму в простой ситуации. Основным умением при данном виде группировки является своевременное убирание рук со стоек трапеции и подавление психологического желания встретить ими землю.
Ситуации, когда такой навык необходим, хорошо известны всем пилотам и инструкторам:
- падения при пробежках, когда можно подскользнуться, споткнуться, запутаться в траве и т.п.,
- падения при пробежках, когда теряется контроль над крылом,
- запаздывание при выдаче ручки при пробежках и первых подлетах,
- ошибки в начале разбега, когда теряется контроль за креном,
- отставание от аппарата на пробежке или при посадке.
Дальнейшее умение падать и оставаться целым заключается в искусстве "размазывать" энергию падения используя конструкцию дельтаплана. Наиболее распространенный способ - техника падения с прокручиванием вокруг стойки. Это второй этап. Собственно, как только подлеты начинают переходить в полноценные полеты по прямой, к этому моменту уже необходимо освоить этот тип группировки и стараться его активно применять.
Ситуации, когда обкручивание вокруг стойки наиболее уместны:
- старт при встречном ветре с недостаточной скоростью и развивающимся креном,
- срыв аппарата на малой высоте с прогрессирующим креном,
- падение из режима балансировочной скорости из-за зацепления крылом высокой травы, кустов, склона,
- посадка с креном, который не контролируется из-за недостатка скорости,
- посадка по ветру с небольшим креном.
Можно резюмировать, что как только у аппарата во время падения замечено вращательное движение с креном - это первый сигнал, что лучше всего хвататься за стойку во время самостраховки.
На этапе освоения полноценных разворотов, галсирования и парящих полетов необходимо учить пилотов самостраховке путем впрыгиванием в трапецию ногами вперед, которая обеспечивает бОльшую безопасность при падениях со значительной вертикальной составляющей. Это третий этап.
Ситуации:
- срыв крыла в развороте с последующим падением на склон с высоты 10-15 м,
- завешивание на старте при ветре более 6 м/с и последующим циркулем,
- высокий срыв с последующим глубоким клевком в момент приземления,
- цепляние крылом высоких деревьев на склоне или на посадочной площадке,
- попадание в роторную зону при посадке за деревьями, при потере контроля за крылом,
- столкновение в воздухе на малой высоте,
- потеря контроля над аппаратом (раскачка, голландский шаг, посадка в сильную турбулентность),
- приземление под куполом парашюта с обломками аппарата на одном фале.
Прыжок ногами в трапецию требует более тщательной техники выполнения по сравнению с другими способами, поэтому его необходимо отработать до полного автоматизма с тщательным контролем со стороны инструктора или более опытного пилота. Тренаж необходимо проводить в той подвеске, в котрой выполняются полеты. При тренаже особое внимание уделить правильной позиции тела в момент прохода через плоскость трапеции - голова не должна попасть в основание трапеции, руки должны во-время сойти со стоек трапеции, ноги не должны цепляться за трапецию и быть плотно сжатыми до момента контакта с землей. Кроме технической готовности пилот должен быть психологически готов применить этот способ в критической ситуации, что добивается безукоризненными тренажами и пониманием, что в определенных случаях это единственный способ не только избежать тяжелых черепно-мозговых травм, но и собственной смерти.
В качестве основного признака, который говорит о том, что необходима самостраховка с впрыгиванием в трапецию - это визуальный сигнал - нос аппарата ниже горизонта и высота до столкновения с землей 5-10 м. Либо падение с значительной вертикальной скоростью при недостатке высоты для перевода аппарата в горизонтальный полёт.
Обучение методам самостраховки следует разбивать на три этапа.
Подчеркиваю - на три этапа! На первом этапе мозг учлетов не загружаем избыточной информацией, т.е. впрыгиванием в трапецию или решением дилеммы за какую стойку хвататься.
Первый этап - классическая группировка. Тренаж дается с первых занятий и закрепляется в течении пробежек-подлетов.
Второй этап - самостраховка с обвитием вокруг стойки. Отрабатывается при начале полетов по прямой, освоении поворотов.
Третий этап - самостраховка с впрыгиванием в трапецию. Дается и закрепляется при переходе к разворотам на 180 градусов, галсировании, парении. Приветствуется применение тренажеров. Тренажи очень рекомендуется для повторения даже опытным пилотам, особенно при смене подвесных систем! Особенности подвесок иногда требует корректировки уже заученных методов самостраховки.
ВАЖНО! Осваивать впрыгивание в трапецию необходимо именно в той подвеске, в которой пилот постоянно летает.
Теперь несколько слов о технике выполнения разных способов самостраховок.
Страховка обвитием на стойку:
1) в лежачем положении разворот корпуса грудью к верхней стойке;
2) поочередный перенос рук на верхнюю стойку чуть ниже середины стойки;
3) прижимаем стойку к груди (не к шее) и поджимаем ноги согнутые в коленях как можно ближе к груди;
4) фиксируемся в этом положении, пытаясь не дать себя оторвать от стойки;
5) в момент удара нижней стойки о землю пилот по инерции закручивается вокруг верхней стойки;
6) пока деформируется нижняя стойка и влетает в землю нос дельтаплана и верхняя стойка трапеции, тело пилота само (без дополнительных его усилий) продолжает удаляться от земли, прокручиваясь на фале подцепа подвесной системы;
7) пилот с квадратными глазами и без травм вылезает из-под поломанного аппарата и сокрушается, что дельтапланы какие-то хрупкие делают.
Рекомендации для инструкторов, которые проводят тренажи по самостраховке:
1) подвеску настроить так чтобы от груди пилота до спидбара было не менее 20 см;
2) не забывать пилоту развернуться грудью к стойке, таким образом тело еще дальше отодвигается от земли (типа накручивается на фал);
3) руки напряжены и стойка трапеции не на вытянутых руках, а крепко прижата к груди;
4) обязательно ноги хорошо сгруппированы к груди, иначе ими как маятником идет удар о землю;
5) настроить учлета на то, что убить дельтаплан в хлам - это гораздо лучше, чем получить перелом и думать надо только о своем спасении.
Иногда можно услышать вопрос: за какую стойку надо хвататься: за верхнюю или нижнюю?
Можно порекомендовать простое правило:
- если видите, что первое касание происходит консолью, то вывешивайтесь на верхнюю стойку (внешнюю),
- если видите, что первое касание будет стойкой, то хватайтесь за нижнюю (внутреннюю).
Страховка впрыгиванием в трапецию:
1) определить для себя зону на стойках, за которую необходимо хвататься, чтобы в трапецию проскакивали плечи и голова без заклинивания - как правило чуть ниже верхней 1/3 стоек;
2) из положения лежа в два движения путем перехвата руками за стойки в намеченные зоны перейти в вертикальное положение;
3) одновременно сомкнуть ноги в коленях и ступнях, согнуть в коленях, слегка подтянуть к груди;
4) в случае значительного крена нужно перехватываться руками за стойку ставшую верхней, прижаться к ней грудью, а ноги выставить в сторону препятствия;
5) впрыгнуть в трапецию ногами вперед с небольшим проворотом вправо или влево с последующей тенденцией после касания земли "как бы на кувырок";
6) научитесь во-время снимать руки со стоек, как только плечи проходят плоскость трапеции, чтобы их не выбило в реальной ситуации;
7) ноги чуть согнуты, колени сомкнуты, ступни сомкнуты все время до момента контакта с землей - этому надо уделить особенное внимание;
надо одинаково хорошо проскакивать в трапецию с правым и левым разворотом (парашют сбоку подвески вносит определенные коррективы);
9) маленькая мелочь - следите за сомкнутыми зубами во время тренажей.
Рекомендации для инструкторов, которые проводят тренажи по самостраховке:
1) впрыгивание в трапецию должно происходить одним слитным движением без разбиения элементов движений на отдельные этапы;
2) по примеру парашютистов можно заставить учлета зажимать между ступнями спичку, чтобы она не терялась до момента контакта с землей; ступни должны быть всегда сведены;
3) во время тренажа обратите внимание, чтобы учлет видел куда он попадает ногами, некоторые во время отработки самостраховки закрывают глаза.
4) есть смысл акцентировать внимание учлета на том, чтобы прыжок в трапецию делался на глубоком выдохе, почти крике;
5) ни в коем случае нельзя прыгать в трапецию заранее.
_________________
Не грустите!
postaram się do słownie przetłumaczyć ten artykuł.
Serdecznie pozdrawiam Ruslan
Edytowany przez: Agi, w: 2010/11/12 11:52